Авторы |
Сычѐва Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии дошкольного, начального и дефекто-логического образования, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), marina_sycheva2010@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Эти задачи полностью согласуются с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, определяющих переход к работе на достижение нового образовательного результата на основе уровневого подхода. Реальная же педагогическая практика далека от предложенных в ФГОС целей образования, представлений о новом образовательном результате и подходах к его измерению и оценке. Объяснительно-иллюстративный метод, авторитарный педагогический стиль, жесткая система внешнего контроля и оценивания, по-прежнему доминирующие в школе, могут обеспечить передачу ученику лишь необходимой суммы знаний. Однако эти средства не в состоянии развить у современных школьников такие качества, как самостоятельность и ответственность, креативность и коммуникабельность, умение ставить и решать проблемы, получать новые знания, а также другие ключевые составляющие нового образовательного результата. Все выше сказанное говорит о наличии существенного противоречия: российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат, а сложившаяся педагогическая практика (искаженное представление об образовательном результате, неразработанность диагностического инструментария для его измерения, неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий и др.) не в состоянии обеспечить этот результат. Цель работы – раскрыть актуальность использования тестовых заданий для оценки образовательных достижений младших школьников, представить отличительные особенности предлагаемой системы оценки, в основе которой лежит уровневый подход, реализованный в стандартах второго поколения.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современного состояния исследований по проблеме оценивания образовательных достижений учащихся, а также изучения опыта оценочной деятельности педагогов, их готовности к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, в том числе на основе уровневого подхода к оценке результатов образования. Для решения задачи исследования использованы методы сбора, систематизации и анализа информации, метод опроса. Это позволило представить отличительные особенности предлагаемой системы оценки, в основе которой лежит уровневый подход, реализованный в стандартах второго поколения. С этой целью использованы методы теоретического и сравнительного анализа, методы синтеза, обобщения, проектирования, моделирования, систематизации, разработки алгоритма.
Результаты. Раскрывается актуальность использования тестовых заданий для оценки образовательных достижений младших школьников, их успешного включения в учебную деятельность, становления учебной самостоятельности. Представлены отличительные особенности предлагаемой системы оценки, отвечающей особенностям уровневого подхода, реализованного в стандартах второго поколения.
Выводы. Анализ современного состояния исследований по проблеме оценивания образовательных достижений учащихся, основных направлений исследований в мировой науке, а также изучение опыта оценочной деятельности педагогов позволяет уяснить особенности системы оценки, отвечающей особенностям уровневого подхода, реализованного в стандартах второго поколения, учесть проблемы готовности учителей к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, определить новые направления в дальнейшем изучении научной проблемы.
|
Ключевые слова |
тест, тестовые задания, оценочная деятельность, оценка, образовательные достижения, уровневый подход, федеральные государствен-ные образовательные стандарты (ФГОС).
|
Список литературы |
1. Логинова, О. А. Эволюция системы оценивания знаний учащихся в гимназиях Пензенской губернии и России в XIХ – начале XX в. / О. А. Логинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 4 (12). – С. 138–144.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010. – Ч. 1. – 215 с.
3. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. – М. : Центр тестирования, 2002. – 240 с.
4. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А. Н. Майоров. – М. : Народное образование, 2000. – 351 с.
5. Ульянова, И. В. Использование тестовых заданий в процессе оценивания знаний студентов / И. В. Ульянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 153–158.
6. Сычѐва, М. В. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. ФГОС / М. В. Сычѐва, Л. Д. Мали ; под ред. М. С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – 112 с.
7. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.
|